К. Скажите, а сколько из ваших учениц достигают высокого уровня, а сколько останавливаются на одной работе, или даже не доводят ее до конца?
Е. К. Вы знаете, такой статистики у меня нет, но я убеждена, что русские женщины очень талантливы и трудолюбивы, и если им правильно показать и объяснить, из них получаются прекрасные мастера. Иногда что-то не получается не потому, что реально трудно, а потому, что плохо объяснили или не показали. Конечно, можно и самой что-то придумать, в процессе экспериментов разработать новую технику, но гораздо эффективнее велосипеда не изобретать, а сначала изучить то, что уже придумано и на базе этого уже экспериментировать.
Интернет и видео-формат, конечно, сильно помогают в распространении информации и правильном обучении – любой урок можно пересмотреть и не только прослушать объяснение еще раз, но и посмотреть повнимательнее на руки мастера, понять как он это делает и потом уже пытаться повторить самостоятельно. Есть вещи, которые невозможно описать словами, и наглядность видео-формата сильно ускоряет и упрощает процесс освоения новых навыков.
Настоящее искусство очень увлекает, и даже азартно! Как через тренировки в спорте - в процессе вышивания уровень мастерства повышается, и чем больше ты вышиваешь, тем лучше у тебя получается. Но у каждого есть свой предел. Не все спортсмены попадают на Олимпиаду, а только те, у кого выдающиеся способности, и желание, да и внешние обстоятельства позволяют - есть родители, которые финансово и морально поддерживают, хороший тренер. Всегда очень важно правильно выбрать направление, в котором развиваться и делать то, что получается лучше.
Брать в работу все более сложные сюжеты нужно постепенно, а не сразу хвататься за "Арчимбольдо" или "Русалку", чтобы потом не разачароваться в себе, в школе, в виде рукоделия. Постепенное развитие проходит более гладко и успешно. В нашей онлайн-школе мы ввели четкое разделение мастер-классов по уровням, и рекомендуем брать свой уровень или чуть выше. Иногда опытные мастера берутся за работы более простые, чем могут, потому-что им нравится сюжет,. Конечно, они быстрее и успешнее их выполняют, чем начинающие. Но редко когда у начинающего получается "все и сразу", поэтому объективно оценивая уровень мастерства ученицы, от некоторых сюжетов я девочек часто отговариваю и рекомендую взять что-то другое, то, где вероятность успеха выше.
К. Екатерина, а чем Ваши методики обучения отличаются от методик других преподавателей?
Е. К. Главное наше отличие в том, что обучение строится не вокруг того, как вдеть ленту в иголку и делать первые стежки, а с основ по ИДЕЕ, КОМПОЗИЦИИ, ЦВЕТУ. Конечно, мы оттачиваем технику, экспериментируем с материалами, учим стежки и методы тонирования. Но мы не «штампуем» одинаковые работы по принтам, а стараемся вышивать так, чтобы каждая работа, даже если она выполнена в ходе общего мастер-класса, отличалась от других и в процессе вышивания у каждого мастера вырабатывался свой стиль. Вообще, я всегда говорю своим ученикам, что техника - это не главное. Художественное восприятие и отображение действительности – вот что важно. Нужно учиться использовать свои знания и навыки для того, чтобы передавать свое отношение и чувства без слов. Если не будет чего-то одного – техники или эмоций, того эффекта, который большинство авторов хотят увидеть от аудитории, не будет. Зрителей нужно тоже уважать - они если и не видят конкретных ошибок, то чувствуют, где их пытаются обмануть и выдать дешевку за алмаз.
Еще, по словам моих учениц, в моих курсах нет воды, и в каждом уроке есть что-то новое. Я заметила, например, на моем последнем вебинаре для НАЧИНАЮЩИХ много моих опытных учеников, которые давно знают все то, о чем я говорила, но им все равно было интересно и полезно меня еще раз послушать, вспомнить пройденное, проверить свою технику, создать хоть и простую, но новую и красивую работу.
Мы, кстати, в нашей группе периодически проводим КОНКУРСЫ. Это очень интересно, полезно и азартно. Сама по себе работа может смотреться прекрасно, но видя ее рядом с другими, понимаешь, что этому мастеру еще есть над чем поработать. Это стимулирует! Желание направить свой творческий потенциал в правильном направлении и перебороть страх оценки своих работ широкой публикой помогают нашим ученикам как по ступенькам, достигать все более высоких вершин мастерства. Кстати, я и сама постоянно учусь, как у зарубежных мастеров, современных и старых художников, мастеров из других направлений, так и через общение в нашем сообществе.